Самое актуальное

Рецензия на фильм Убийца 2015 года


Рецензия на фильм Убийца 2015 года

Его называли лучшим триллером года. Самым беспринципным и жестким фильмом Каннского кинофестиваля. Чуть ли не лучшей картиной канадца Дени Вильнёва. Многие критики хором отмечали, что актерское трио Блант-Торо-Бролин выдаёт свои лучшие роли в карьере, каждый. И решив не откладывать в долгий ящик поход в кино, я тут же отправился проверить, так ли хорош один из самых ожидаемых фильмов года. Ответ: да, да и, черт возьми, да!

Дени Вильнёв – великий гений современного кино. И чтобы это понять не нужно даже глубоко заглядывать в его фильмографию, ни в «Пожары», номинированные на Оскар, ни в «Водоворот», за который он получил награду на Берлинском кинофестивале. Вспомнить хотя бы два предыдущих фильма – «Пленницы» и «Враг». В первом был замечательный актерский состав, ведомый Хью Джекманом и Джейком Джилленхолом, и зубодробительный триллер, который не отпускал на протяжении 2-х с половиной (!) часов. Вильнёву удалось поиграть на нервах зрителя как на струнах арфы, рассказав душераздирающую историю поиска отцом своих двух пропавших дочерей, но, к сожалению, фильм оказался проигнорирован Академией. Что касается «Врага», то тут было много споров и дискуссий, так как многие критики и зрители заблудились в изящно выстроенным психологическом лабиринте на грани сюрреализма. Такое часто бывает, когда режиссер с оригинальным взглядом на мир решает снять очень личное кино, настоящий артхаус, и в итоге, оно оказывается не принятым из-за недопонимания. Но «Враг» нашел своего зрителя, и по праву считается одним из самых изобретательных и внимательных к деталям фильмов.

«В Мексике Sicario означает – «наёмный убийца»

Новой темой канадец выбрал картели и беззаконье на американо-мексиканской границе. Главная героиня Кейт (Эмили Блант) – оперативник полиции высшего класса, она – расчетливая, смелая и сильная женщина, но даже таких можно сломить. После неудачного исхода миссии в Техасе, где погибли два офицера и были найдены тела около 40 пропавших без вести иммигрантов, ею овладело желание найти виновного. После случившегося к расследованию подключились федеральные агенты, под управлением Мэтта Гравера (Джош Бролин), который сразу же предлагает Кейт вступить к нему в спецотряд. Там она встречает молчаливого Алехандро (Бенисио Дель Торо) – «ищейку» Гравера, который скорее прилагается к заданию, а не является его движущей силой. Они втроём ставят цель поймать главу мексиканского синдиката всеми доступными средствами.

Что дико нравится в фильме, так это его начало. «Убийца» начинает захватывать ваш дух еще до того, как появился первый кадр, и виной этому композитор Йохан Йоханнссон (работавший с режиссером над «Пленницами» и прошлогодний номинант на Оскар за «Вселенную Стивена Хокинга»). Здесь его музыка отличается очень сильно от того, что он писал раньше. Она не только генерирует невероятное напряжение и атмосферу опасности, но и чуть ли не диктует целиком эмоциональную нагрузку зрителя (особенно это прослеживается в начальной сцене и во время рейда по Хуаресу). Причем работа композитора проделана с невероятной точностью, она ничуть не мешает происходящему на экране, но в какой-то момент нарастает до такой степени, что раскаляется воздух, буквально впихивая нас в шкуру героев.

Еще картина выделяется, извините за тавтологию, картинкой. За операторским ремеслом стоит маэстро – 66-ти летний Роджер Дикинс, имеющий за плечами 12 (!) номинаций на Оскар, в том числе и за «Пленниц» Вильнёва. С уверенностью говорю, тринадцатая номинация у него в кармане. Шикарнейшие крупые планы, съемка с вертолета и поразительно внимание к деталям поражают до дрожи в коленках. Вспомнить хотя бы как оператор играет с камерой, снимая танцующую пыль в потоке свет – работа, сравнимая с ювелирной. А так называемая «скользящая камера» — эффект, когда камера закреплена неподвижно, и оператор использует лишь статичные повороты влево или вправо, буквально «скользя» по кадру. Съемка с вертолёта придает не только больше правдивости и документальности фильму, но и еще, как бы, пытается показать всю глобальность проблемы. Ведь неспроста камера плавно скользит вдоль американо-мексиканской границы или по улицам Хуареса, где не только перемещается конвой с главными героями, но и живут обычные люди. Вильнёв не пытается замкнуться в собственной истории, он намерен показать всю суть проблемы беззаконья и жестокости, и именно благодаря операторской работе удается достичь этого статуса «глобальности». Это, безусловно, визуальный прием, который словами не описать.

То, что «Убийца» — кино жесткое и темное, сомнений нет. В какой-то момент даже фильм превращается в нуар. По уровню откровенности и беспринципности фильм Вильнёва схож с недавним великолепным антивоенным трактатом Кэри Фукунаги «Безродные земли». Это, пожалуй, два главных «стальных», мужских фильмов этого года. Они оба актуальны и каждый рассказывает свою историю без каких-либо прикрас: повешенные трупы на мосту, разбросанные на земле оторванные головы и руки, убийство детей, продажность властей – всего этого в «Сикарио» достаточно. Канадский режиссер в очередной раз доказывает, что ему по силе рассказать даже самую тяжелую и мрачную историю, пробив в конце брешь в зрителе и наблюдая, как постепенно оттуда вытекает кровь. Да, как бы ни говорили, что начало фильма очень взрывоопасное, но концовки всегда были коронным приемом Вильнёва (просто вспомните «Врага», так же САМАЯ НЕОЖИДАННАЯ КОНЦОВКА, ЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ). Но финал «Убийцы» работает по другому принципу: он не шокирует, он просто оставляет в тебе нож, нанеся удар скрытно, из-за угла. И единственное, что ты хочешь сделать – это просто прилечь и восстановиться немного, а потом пойти в душ и, как героиня Блант, смыть с себя всю эту кровь.

«Знаешь, почему я люблю допрашивать уже избитых «кротов»? Потому что никто не хватится еще парочки выбитых зубов» (Гравер)

К слову, об Эмили Блант. Эта замечательнейшая и милейшая британская актриса в последнее время стала олицетворением поговорки «Лошадь на скаку остановит, в горящую избу войдет…», благодаря роли воительницы из «Грани будущего», а теперь и спецагента из «Сикарио». Тем не менее, я не могу сказать, что тут её героиня является эталоном сильной женщины, так как постоянно в кадре над ней доминирует то герой Бролина, то Дель Торо. Причем здесь абсолютно нет никакой вины самой актрисы (еще раз, Блант – великолепна, и опять же достойна номинации), отчетливо видно, что всё дело в сценарии. Её героиня так прописана, ситуации так прописаны, Вильнёв будто хочет подчеркнуть важность женщины в профессиональной деятельности, но при этом указывая её место – среди мужчин, но не наравне с ними. Такое отношение к противоположному полу я заметил у Дени еще в предыдущих фильмах. Например, в «Пленницах» все женские персонажи отошли на второй план, а весь шум был вокруг двух дочерей (заметьте, не сыновей). Во «Враге» женщины вообще были причиной психического расстройства героя Джилленхола. Однажды в интервью по поводу премьеры «Врага» Вильнёва спросили, о чём его фильм, тот ответил, что он хотел этой картиной показать, что у него в голове, а точнее в подсознании. Следовательно, те проблемы, связанные с женщинами, что испытывал герой Джилленхола, зиждились непосредственно на взгляде режиссера. Отсюда следует вывод, что Дени Вильнёв имеет особенное отношение к женщинам, что видно и в «Убийце». Я не знаю, что под этим подразумевает сам режиссер, но ход его мыслей мне нравится.

«Ты спрашиваешь меня, как работают часы, но всё что нужно от тебя – это иногда посматривать на время…» (Алехандро)

Сказано многое, но про главную звезду фильма я еще особо не упоминал. Бенисио Дель Торо высоко в горах возвышается над всеми в этом фильме, спокойно ожидая своего Оскара. На данный момент, именно Дель Торо является главным претендентом на статуэтку за второй план. Его персонаж мрачный и скрытный, он буквально задает весь тон фильму своим присутствием. Вспоминаются сразу же его будоражившие сознание роли в «21 грамме» и «Траффике». Последний, кстати, по тематике очень близок к «Сикарио», только будто бы разбавленный сценами из «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу – тоже очень сильного фильма.

«Заканчивай свой пир» (Алехандро)

«Убийца» — такого рода кино, что вцепится в вашу память мертвой хваткой. В нем нет места сентиментальности, наигранной радости или других каких-то сымпровизированных положительных моментов в истории – Вильнёв выбрал тему, с которой не шутят. И он показал всё, как надо, без лишнего пафоса и драмы, холоднокровно и в деталях. Как результат, мы имеет мощнейшее кино этого года.

— Какие здесь законы?
— Сначала тебя убьют, а потом можешь стрелять.

9/10

P.S. Наши локализаторы опять сплоховали, у них была уникальная возможность пойти самым лёгким путём (что они делают, когда это не нужно) – просто транслитерировать с английского, то есть оставить «Сикарио». Таким образом, удалось бы сохранить главную интригу фильма и не нарушать исконный смысл, тем более что в начале приводится расшифровка данного термина.

Другие рецензии
Онлайн-Кинотеатр Amove.biz © 2014-2016