Самое актуальное

Отзыв на кинофильмы режиссера Роя Андерссона


Отзыв на кинофильмы режиссера Роя Андерссона

Думал наркотики, а оказалось фильмы Роя Андерссона.

Неожиданно открыл для себя весьма самобытного шведского режиссера Роя Андерссона. Его картины – это нечто непередаваемое: сюрреализм смешивается с экзистенциализмом, абсурд идет под ручку с чёрным юмором, герои обращаются прямо к зрителю, приводя в недоумение не только смотрящих, но и других героев фильма, статичная камера, диалоги с тройным подтекстом, задействование сразу всех планов в кадре и психологическая атака на зрителя. Это на поверхности, сейчас будет глубже.

Во-первых, после первого же просмотренного фильма Андерссона у меня появилась ассоциация с еще одним режиссёром с крайне отличительной стилем – Терренсом Маликом. Оба режиссера работают без сценариев и оба совсем недавно завершили каждый свою «трилогию бытия». Но манера подачи своих мыслей у двух гениев совсем противоположная – Малик оперирует абстракциями и библейским подтекстом, в то время как Рой сюрреалистическим абсурдом и вариациями на тему прошлого, настоящего и будущего. Если Малик хоть и обходит стороной весь этот голливудский пафос и суету, все же актеров, операторов, композиторов и других он берет прямиком из Силиконовой долины, показывая им, что из себя представляет настоящее искусство. То Рой Андерссон снимает 100% авторское и независимое кино. Чтобы отчетливее показать, о чём я говорю — приведу факт: у Роя есть своя киностудия и продюсерская компания с двумя съемочными павильонами, то есть у него всегда есть место для съемок (почти всё он снимает именно в павильонах) и никто не ограничивает его во времени и рамках производства своего фильма. Но, как живое доказательство того, что действительно хорошее и оригинальное кино трудно создать, Рой за 45 лет снял только 5 полнометражных фильмов. У него были множество коротких метров, и просто невероятное количество рекламных роликов, за которые он даже был награжден на Каннском кинофестивале. Данная «трилогия» включает в себя следующие фильмы: «Песни со второго этажа» (2000), «Ты, живущий» (2007) и «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (2014). Именно их я и посмотрел (P.S. замечательные названия).

Во-вторых, если после просмотра любого из фильмов Андерссона вы можете четко и ясно изложить сюжет просмотренного фильма и то, о чём он – значит, вы попросту невнимательно смотрели кино. Я не буду пытаться объяснить, о чем каждый фильм, даже разграничивать их не хочу. Я посмотрел их разом, и они весьма органично друг друга добавляют. Типичный андерссонский персонаж – разочаровавшийся в своей профессии герои, прямо говорящий в камеру зрителю. То это доктор, которому всё надоело и собирается прописывать людям только самые дорогие лекарства, или это морской капитан, подхвативший морскую болезнь и ставший парикмахером. А то и бывший бизнесмен, за которым ходит по пятам повешенный русский парень на войне. Да, сюрреализм – действующая сила фильмов Роя. Кроме разговоров с мертвецами, тут и французы в мундирах ворвавшиеся на лошадях в местный ресторан или судебный процесс над сантехником, которой разбил семейный фарфор. Между прочим, за это преступление суд единогласно приговорил его к смертной казни через электрический стул, на что осужденный ответил лишь фразой «Такова жизнь». Не смеяться над этим просто невозможно. Особенно, когда сюда добавляется черный юмор, как в сцене со 100 летним генералом. Более дюжины высокопоставленных чиновников и военачальников пришли в больницу к генералу, которому исполняется ровно 100 лет, чтобы поздравить его, и после долгих и теплых речей, престарелый генерал роняет лишь одну фразу в ответ: «Передайте привет Герингу».

В-третьих, у Роя Андерссона работает каждый план. Даже если центральный фокус на выгоревшим от пожара магазине, в котором владелец пытается восстановить по памяти всё, что сгорело страховому агенту, вне магазина мы видим, как по улице идет толпа людей в серых офисных костюмах и плетью бьют друг друга. Герои на первом плане продолжают диалог, не обращая никакого внимания на то, что происходит на заднем плане. Или человек стоит и разговаривает с женой на балконе, но в доме напротив мы можем увидеть, как в квартирах происходят свои истории. Или пока в баре-ресторане идет беседа нескольких людей, по улице невзначай проскакивают двое французов в мундирах и на лошадях. Еще фишка Андерссона в огромных (не просто больших) планах, которые работают по принципу немецкой психологической атаки. Например, в «Песнях» в конце есть сцена около мусорки за городом (в этом фильме один из героев видит мёртвых), в самом её начале (сцены) вдалеке от места действия трудно различимы контуры каких-то людей. То есть кто-то медленно движется издалека прямо в центр происходящего в кадре, а точнее непосредственно в камеру. Два человека разговаривают около 5-7 минут (камера статична, никакого монтажа, один дубль) и всё это время люди издалека приближаются, очень медленно, и к тому времени, когда разговор закончился, толпа мертвецов уже была совсем рядом. Объяснить это трудно, но смотрится грандиозно. Так же как и сцена с домом, который неожиданно начинает ехать по железной дороге словно поезд. Лично меня данная сцена поразила до глубины души. Это из «Ты, живущий». Этот фильм, по сути, является прямым обращением к человеку по другую сторону монитора, показывая нам нашу же жизнь и какие-то моменты, надо которыми одновременно хочется смеяться и плакать. К подобным, направленным на психику зрителя, можно отнести и сцены самобичевания толпы на улицах или сотню людей, пытающихся сдвинуть свой неподъемный багаж в аэропорту (это опять же из серии «это надо видеть»).

В общем, это совсем чуть-чуть, что я смог разглядеть в его творчестве. Из всех трех фильмов, мне понравился больше всего последний – «Голубь», получивший золотого Льва на Венецианском кинофестивале. Я уже посмотрел несколько его короткометражек, в которых рука автора узнается с первых же секунд, даже будь то ролик о СПИДе. С удовольствием посмотрю два оставшихся фильма Роя, снятых в 20 веке, и надеюсь, следующее творение шведа не придется ждать 5-7 лет. Творческий кризис – штука не из приятных. Зато является неотъемлемым критерием настоящего гения.

Другие рецензии
Онлайн-Кинотеатр Amove.biz © 2014-2016